НОВОСТИ
28.02.2012

Буддизм в Республике Тыва

Буддизм – древнейшая из мировых религий - возник более двух с половиной тысяч лет назад. В настоящее время насчитывается более пятисот миллионов последователей буддизма, большая часть которых живет в Центральной, Южной и Юго-Восточной Азии, но также значительное число буддистов имеется в Европе, Северной Америке и других регионах мира. Буддизм оказывает исключительно большое духовное влияние на мировоззрение и уклад жизни народов азиатского региона, составляющих более двух третей всего мирового населения.

Буддизм является одной из традиционных религий в России и имеет значительное число приверженцев в Бурятии. Калмыкии, Туве, Иркутской области, Забайкальского края.

Становление и развитие буддизма проходило на непростом пути духовных исканий, в условиях многих исторических трудностей и испытаний.

В самом общем виде вера в буддизме – это упование на «Три Драгоценности», три бесценных источника человеческого совершенства: Будду, Дхарму (учение) и Сангху (община). Эта вера выражается в древней формуле так называемого «тройного прибежища»:

Иду [за спасением] к Будде-убежищу 
Иду [за спасением] к Дхарме-убежищу
Иду [за спасением] к Сангхе-убежищу

Путь к просветлению и нирване начинается с веры и ведет далее через милосердие, нравственную дисциплину и медитацию.

К началу нашей эры в буддизме выделилось два основных направления: Тхеравада («Путь старейшин») и Махаяна («Большая колесница»). Несколько позже (в VIII в.), после проникновения буддизма в Непал и Тибет, он утвердился в форме Ваджраяны – (первоначальное значение - удар молнии; более позднее - алмаз, - образ высшей реальности). Внутри Тхеравады и особенно Махаяны имеется и сосуществует множество школ и течений, различия которых в значительной степени обусловлены традициями той или иной страны или региона. Эти различия лишь подчеркивают фундаментальную целостность буддизма.

Махаяна, в котором выделяют четыре основные школы: сакья, ньингма, кагью и гелуг, сложилось на севере Индии, постепенно проникло в Юго-Восточную в Китай, Корею и Японию. Позднее это направление буддизма широко распространилось в Непале и Тибете в качестве основного религиозного мировоззрения известного как тибетский буддизм или тибетский ламаизм. Лама - духовный учитель высокого ранга, но позднее так стали называть любого монаха.

Возникновение ламаизма датируется седьмым веком н.э., когда правитель Тибета решил ввести в стране буддизм. Сторонники традиционной религии Бон оказывали ему сильное сопротивление. После одиннадцатого века ламаизм в силу различных причин пришел в упадок. В XIV веке буддийский монах Цзонхапа (1357-1419 гг.) реформировал учение, а основателями новых правящих династий стали два его любимых ученика. От них пошла система двойственного правления; с одной стороны, Далай-лама, который осуществлял фактическое управление, с другой, Панчен-лама, духовный глава движения. После смерти верховного ламы по всей стране рассылаются гонцы в поисках ребенка, ставшего реинкарнацией ушедшего ламы. Принцип реинкарнации обеспечивал преемственность руководства школы гелуг. Считается, что Цзонхапа является основателем школы гелуг («добродетель»). В учении гелуг исключительно высоким авторитетом обладают ламы, объединявшиеся в иерархическую структуру, которая осуществляла функции как духовного, так и светского руководства. При нем религиозным центром тибетской школы буддизма стала Лхаса – столица Тибета, где находилась резиденция Далай-ламы. Тибетский язык приобрел характер священного языка.

Во второй половине XVI века влияние гелуг распространяется в Монголии. Вслед за монголами его приняли урянхайцы (тувинцы), буряты, ойраты, калмыки, значительная часть маньчжур. В России преобладающее влияние принадлежит тибетскому ламаизму школы гелуг.

Краткий экскурс в историю буддизма в Тыве

Археологические исследования и исторические документы свидетельствуют о том, что на территории России буддизм появился не позднее XIII века, когда Тыва находилась в составе Монгольской империи. Четырнадцатым веком датированы наиболее известные буддийские памятники Тывы: вырубленное в скале буддийское святилище на берегу реки Чаа-Холь и изображение Будды в обрамлении драконов и птиц на скале Бижигтиг-Хая возле пос. Кызыл-Мажалык. Наиболее важной вехой в истории развития религиозной мысли в Тыве (прежнее название-Танды-Урянхай) стало изменение в XVIII веке официального статуса буддизма. Это произошло в период правления в Танды-Урянхае амбын-нойона (верховного князя) Харалбая. В 1753 г. на съезде нойонов и старейшин всех племенных объединений Танды-Урянхая буддизм был признан государственной религией наряду с шаманизмом. После разгрома в 1757 г. Джунгарского ханства маньчжурской армией, Танды-Урянхай вплоть до 1911 г. находился в зависимости от Китая. Это время примечательно расширением связей буддистов Танды-Урянхая с буддийскими духовными центрами Монголии и Тибета, которые также входили во владения китайского государства. С 70-х годов XVIII в. начинается возведение стационарных хурээ (дацаны). В 1772 г. был построен первый дацан - Эрзинский хурээ. Всего в период господства маньчжурской династии в Тыве было возведено 22 хурээ. Одновременно это сопровождалось количественным увеличением буддийского духовенства. При этом высшее духовенство практически полностью состояло из тибетских и монгольских лам. В 1911 г. в Тыве насчитывалось около 4 тыс. лам. После свержения в 1913 г. маньчжурской династии в Китае Тыва под названием Урянхайский край стала протекторатом Российской империи.

В 1921 г. на Всетувинском учредительном хурале была провозглашена Народная Республика Танну-Тува (с 1927 г. – Тувинская Народная Республика), вступившая в союзнические отношения с СССР. К этому времени количество хурээ достигло 28, а численность лам - 4,8 тыс. чел. С 1936 г. в ТНР началось массовое искоренение буддизма. К началу 40-х гг. практически все хурээ были разрушены, а ламы репрессированы.

Возрождение буддизма в Тыве началось в конце 80-х годов.

В настоящее время Камбы-лама Республики Тыва Тензин Цултим. Резиденция Камбы-ламы расположена в Кызыле, при новом центральном храме Цеченлинг.

Отмечается заметный рост числа религиозных объединений, возрождаются старые храмы, возводятся новые хурээ. Возрождается интерес населения Тывы к своим историческим корням, богатейшему духовно-нравственному наследию, которое неразрывно связано с буддийской традицией.